Наше восхождение на Торатау

Торатау или Тратау — один из красивейших шиханов на юге Башкирии, о котором я и моя коллега Алла Назарова уже писали: статья 1, статья 2, и еще об узниках лагеря ГУЛАГ у подножия этой горы.

Наша семья на горе Торатау, Тратау

Как я и обещал ранее, в этом году мы с семьей совершили-таки восхождение на Торатау, высота которого 280 метров над уровнем почвы, но абсолютная высота — 406 метров.

Шихан Тратау, Торатау

Конечно, это не Эверест и даже не Иремель, но все равно этот поход можно считать небольшим подвигом. Позже вы поймете, почему.

Торатау или Тратау

Под занавес мая 2015 года мы доехали на машине до шихана Торатау со стороны Ишимбая (от Уфы — 160 км). Шихан — красавец просто! Залюбуешься: белый, гордый, красивый и степенный. Я бы сравнил его со львом, возлежащим в своей вотчине — южноуральской долине. Как и год назад, при виде Тратау я вновь испытал мальчишеский восторг. Все-таки есть в нем нечто восхитительное и магнетическое.

Торатау

Мы проехали к левому подножию горы, так как оттуда совершаются практически все подъемы на вершину Торатау. С трудом, но заехали по пыльной проселочной дороге прямо под гору, к лесочку (смотрите снимок внизу).

Подножие горы Торатау (Тратау)

А тут народу… как муравьев в лесу!

Туристы у подножия горы

Одни ставят палатки, другие идут в гору, третьи прыгают с шихана на парашютах, четвертые разводят костры и готовят пищу. В общем, туристическая жизнь здесь кипит здесь по выходным по-настоящему. Да и в будни здесь, говорят, столпотворение. Торатау пользуется неимоверным спросом у жителей и гостей Башкирии.

Парапланерист из Стерлитамака

А датчик температуры воздуха в машине показывал плюс 30 градусов. Стояла неимоверная жара. А на небе ни облачка, да и ветра почти нет. Машина раскалилась до температуры утюга, поэтому мы поскорее покинули ее и отправились по тропинке в лесочек, чтобы начать подъем в гору.

Тропинку в гору Тратау

Казалось бы, вот она, прохлада леса и долгожданное спасение от палящего солнца. Как бы не так! Весь лесочек у горы был забит комарами-монстрами! Они накинулись на нас с таким рвением и кровожадностью, что мы сто раз пожалели, что вообще сюда зашли. В общем, советую в лес не соваться.

У подножия горы Торатау

Мы по-быстрому пробежали через лесочек и вышли на тропинку, ведущую на вершину шихана Торатау. Кстати, вариантов восхождения в гору достаточно много: от более простых до более сложных. Мы старались выбрать маршрут проще, так как с нами были дочь Рената 11 лет и сын Эмиль 5 лет. Но начав подъем, мы поняли, что ошиблись и двинули не самым простым маршрутом.

Восхождение на Торатау

Какие были сложности? Во-первых, жара. Пот лил с нас градом, мы часто останавливались и пили воду из бутылок. Во-вторых, местами тропинка уходила в гору слишком круто, приходилось прилагать дополнительные усилия, чтобы безопасно провести детей наверх. Прибавьте ко всему этому отсутствие большого опыта восхождений в гору и орды кровососущих насекомых, которых оказалось полно и наверху. В общем, нам всем пришлось изрядно попотеть и потрудиться, чтобы подняться на Торатау.

Восхождение на гору Торатау

Наш сынулька оказался настоящим мужчиной. Шел он в гору, считай, сам, не жаловался и не ныл. Молодец! Горжусь им! Да и дочерью тоже. Она вымазалась вся, потому что все время держалась руками за траву. И периодически говорила, что боится высоты. Но все равно покорила эту высоту.

Вперед, на Торатау!

И вот мы, наконец, на самой вершине горы Торатау! Добрались! Поднялись!

На вершине горы Торатау

Надо сказать, что вершина шихана Торатау — это довольно-таки большое по размерам плато. Практически вся его поверхность покрыта травой, но его самая верхняя и крайняя точка — каменистая. Оттуда открывается замечательный вид на поля, леса и окрестности Стерлитамака. Мы направились прямиком туда.

Вершина горы Торатау

На вершине шихана оказалось полно народу, в основном парапланеристы
из Стерлитамака. Они ждали попутного ветра, громко переговаривались через рацию и поочередно прыгали на своих огромных парашютах вниз, оставаясь в полете две, три, а то и более минут. Завораживающее зрелище! Смелые ребята. Вот если бы не матерились еще, то цены бы им вообще не было.

Парапланеристы из Стерлитамака

Нас попросили не снимать момент взлета, потому что «фотосъемка приводит к неудачам». Чушь несусветная. Но мы все равно сделали несколько фото и, к счастью, никто от этого не пострадал.

Вид с горы Торатау

Мы пробыли на шихане час или даже больше, любуясь удивительными панорамами, которые открываются отсюда во все четыре стороны. Я настоятельно рекомендую вам эти ощущения, ведь передать их словами или фотографиями невозможно. Это нужно пережить самому.

Вид с вершины горы Торатау

Вид на пруд Тугар Салган с горы Торатау

Как бы тяжело не было расставаться со всей этой красотой, но нужно было идти вниз.

Фото горы Торатау

Мы решили облегчить себе жизнь и спуститься по другому склону, на первый взгляд более простому и удобному. Тропинки там не было.

Спуск с вершины горы Торатау

Но и здесь нас ожидала неудача. Спуск оказался сложным, каменисто-травяным. Обувь сильно скользила, поэтому мы постоянно придерживали детей. Устали.

Спуск с горы Торатау

Мы спустились примерно на пол горы, а затем пошли по горизонтали к месту, откуда поднимались. Совет туристам: не отклоняйтесь от своих маршрутов, это чревато последствиями. Кстати, недавно был случай на Иремеле, когда парень потерялся и проблуждал четверо суток, пока не вышел к деревне. Были на Иремеле и более трагичные случаи.

Мы спускаемся с Торатау

Пока спускались — упарились. Нужно было срочно искупаться. Поблизости имелся пруд под названием Тугар Салган. Мы сели в машину и ринулись туда.

Пруд Тугар-Салган у горы Торатау

Пруд Тугар Салган — платный, оборудован так себе, — на тройку с минусом. По периметру небольшого озерца установлены столики для пикника и мангалы, но подходы к воде для купания фактически отсутствуют. За проезд каждой машины взимается 250 рублей, что непомерно дорого за предлагаемый «сервис».

Платный пруд Тугар-Салган

Мы еле спустились к воде и искупались. Если бы не адская жара, то непременно развернулись бы и уехали на Агидель или Нугуш. Но в данном случае пришлось месить ногами грязь у берега и барахтаться в воде, окрашенной в черное илом.

Купание в пруду Тугар Салган

А в нескольких десятках метров, в водоеме по-соседству, от души резвились коровы, спасаясь от жары.

Пруд Тугар Салган

После купания мы проехали к остовам бараков бывшего лагеря ГУЛАГ. Вот так они выглядят с высоты шихана.

Бараки ГУЛАГа у шихана Торатау

Незаметно подкатил вечер, надо было ехать домой. Детишки устали, да и сами мы, признаться, тоже изрядно находились за весь этот день. Ноги горели.

Шихан Торатау, вид снизу

А с шиханом Торатау прощались так, как в последний раз. Как с другом, с которым никогда больше не увидимся. Это так, на всякий случай. Сейчас много разговоров о том, что Торатау пойдет «в расход», то есть под промышленную разработку, и повторит горькую судьбу шихана Шахтау.

В том, что демонтировали сцену у монумента узникам ГУЛАГа (осталось круглое пятно, видите?), где всегда проходил Сабантуй, мы увидели косвенный признак того, что виды у бизнеса на шихан действительно имеются.

Вид с шихана Торатау

Будет очень жаль, если люди, живущие максимум 120 лет, примут решение об уничтожении памятника природы, которому 200 — 230 млн лет.

Горы Торатау и мы

Но не будем о грустном. Все-таки хотелось бы завершить наш репортаж на позитивной ноте. Друзья, не сидите дома, бросайте свои смартфоны и планшеты, и езжайте на Торатау или какую другую гору в Башкирии и наслаждайтесь природой! Надеюсь, этот репортаж подтолкнет вас к совершению хотя бы одного удивительного путешествия по Башкирии!

Автор: Ирек

Фото: Ирек, Эльвира Гильманова.

Вам понравилась эта статья?

Впервые репортаж «Наше восхождение на Торатау» был опубликован на сайте «Путешествие по Башкирии«. Авторские права надежно защищены.

0 0 голоса

Посмотреть все комментарии
Алексей
8 лет назад

Надо было справа заезжать, тогда бы и комарики не покусали и подниматься меньше.

Ирек
Ответить на  Алексей

Так все почему-то лезли на Тратау слева, думали, оттуда проще. Как-бы не так! )))

7 лет назад

Друзья, не слышали, сохранят Тратау или нет?

Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x