Начало здесь: «Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 1»
Давайте продолжим нашу экскурсию по залам музея Салавата Юлаева в селе Малояз Салаватского района Республики Башкортостан. Как я уже писал выше, в музее достаточно много копий исторических документов, в том числе созданных лично Салаватом или его приближенными. Вот, к примеру, наставление полковника Салавата Елаева (так в документе) атаману красноуфимских казаков М. И. Попову (Иванову) о том, как управлять Красноуфимском и его жителями. Записал полковой писарь Петр Лутохин.
«Естли кто похочет служить его императорскому величеству, то, осмотря ево, во всей справности оружие и принадлежащее к походу, то прямо ко мне при своих билетах отпускать». (Цитата из Наставления Салавата)
Вот еще один документ: ордер (предупреждение) атамана И. С. Кузнецова и полковника С. Юлаева Осинской земской избе о мерах предосторожности в связи с прибытием карательного отряда секунд-майора Д. А. Гагрина из Казани в Кунгур от 26 января 1774 года.
«…Из города Казани в город Кунгур пришла гусарская партия четыреста человек с пушками и протчими припасами — получен. И здесь в армии и в протчих селах и деревнях всякая предосторожность принета» (Цитата из ордера)
Помимо документов, представление о той смутной эпохе позволяют составить манекены в одеждах, оружие и амуниция повстанцев, макеты зданий, орудия пыток пленных казаков и крестьян.
Надеюсь, следующий экспонат музея — подлинный. Перед вами зловещие инструменты — подобными клеймили Салавата Юлаева и других пленных из отряда Пугачева: на лбу и щеках повстанцев были выведены огнем начальные буквы слов «злодей», «бунтовщик» и «изменник». Затем Салавату и его сподвижникам отрезали языки, уши и несколько раз вырывали ноздри (после заживления ран). Но и это не все: Салават и его отец подверглись битью сыромятными кнутами в семи населенных пунктах, где «они чинили злодейства» — по 175 ударов каждому.
Еще один тяжелый во всех смыслах экспонат музея в Малоязе — это кандалы, в которые заковывались заключенные. Их порою одевали на человека один раз. И не снимали всю отведенную ему Богом и мучителями жизнь.
Весьма интересна 3d-панорама сражения бунтовщиков с правительственными царскими войсками. Полагаю, что ничего общего с реальными военно-историческими событиями эта объемная картина не имеет, тем не менее, накал борьбы передан неплохо.
В малоязском музее много картин (их копий), посвященных Салавату. Вот, к примеру, работа Н. П. Ванчухина «Поэт»:
Салават Юлаев и Емельян Пугачев, увы, автора картины назвать не могу, не запомнил.
Взгляд художника А. П. Лежнева на поимку Салавата. 1930 г., холст, масло. Правда, экскурсовод раскритиковала эту работу, поскольку «Салавата, стоящего на лыжах, нельзя было поймать».
Далее — репродукция известной картины А. Кузнецова «Допрос Салавата». Яркая работа. И Салават получился мужественный и сильный.
К сожалению, сабля и седло Салавата Юлаева в этом музее — не настоящие.
На рукоятке сабли — изображение волка, традиционного символического животного всех башкир. Есть версия, что слово «башкир» происходит от тюркского словосочетания «баш курт» или «баш корт», то есть головной волк, вожак стаи.
И, наконец, гигантских размеров картины с видами деревень Текеево и Азналино — родовых гнезд Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина. К сожалению, обе деревни были сожжены царскими карателями после подавления пугачевского бунта.
И деревня Азналино.
Нам удалось проехать к тому самому месту, где когда-то находилась деревня Текеево. Перейдите на эту страницу, чтобы продолжить занимательное путешествие по пути легендарного Салавата Юлаева. Вас ждут занимательный фоторепортаж и редкое видео.
Автор: Ирек
Впервые статья «Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 2» была опубликована на сайте «Путешествие по Башкирии«. Авторские права защищены!