Туристский бренд Республики Башкортостан — Terra Bashkiria и слоган «Сердце Евразии, душа Урала». Перейти к истории создания главного туристического символа Башкирии и его изображению.
История создания бренда
Туристский бренд Башкортостана должен был триумфально появиться еще в апреле 2014 года. Но чиновники из Госкомтуризма и предпринимательства РБ подвели: презентацию бренда перенесли на апрель 2015 года, но нашлись причины, чтобы вновь отложить сроки.
Лично я был даже не против, чтобы республиканский туристский бренд разрабатывался без спешки.
Ведь могло получиться нечто такое:
Стоит ли писать, что логотип «Башкирского Урала» получился убогим и безвкусным? Использовано 4 цвета (!), которые плохо сочетаются друг с другом (особенно раздражает синий). Плюс два разных шрифта на крошечный логотип.
Более творчески подошли к делу жители города Стерлитамака — второго по величине города в Башкортостане.
Логотип у Стерлитамака получился ярким и запоминающимся. Возможно, с орнаментом они переборщили, тем более, он никак не ассоциируется с башкирским национальным орнаментом.
От туристского бренда Башкортостана я лично ждал простоты, глубины и яркости. Чтобы простая картинка отражала все многообразие и красоту края. Задача сложная, но выполнимая. Что идея логотипа может и должна родится в народе, а исполнение нужно доверить профессионалам.
Но шли годы, а бренда все не было. Я перестал отслеживать эту тему. И даже президент Рустем Закиевич Хамитов был настроен скептически:
«Не верю в силу брендов, потому что бренд всё-таки не должен быть чем-то искусственным. Если естественным образом получается, то тогда это и на самом деле реализуется. Если нет, искусственно хоть что придумывай, не получается, не прирастает, не приживается. Так что давайте насчёт брендов как-то поосторожнее».
И, далее:
«Есть у нас бренд – башкирский мёд. Очень хорошо. Меня это устраивает. Сладкая тема, хорошая, вкусная, сразу сближает людей, – подчеркнул Рустэм Хамитов. – Это естественный бренд, устоявшийся, существующий десятилетиями. Очень хорошо, что он есть. Через башкирскую нефть нас знают профессионалы, а через башкирский мёд знают все. Замечательно. Что тут ещё придумать?» Источник
Я очень понимаю Рустэма Закиевича, которому наобещали, а потом подвели. Оказывается, все застопорилось по одной грустной причине — не стало человека-исполнителя. Цитирую дальше:
«К сожалению, погиб наш земляк Денис Визгалов, который профессионально занимался этими вопросами. Он бы нам очень сильно помог, – отметил Рустэм Хамитов. – Его не стало, и остановилось всё. Мы затормозились тут же, прямо как в стену ткнулись. Вот что значит человек».
Представляете, в Республике Башкортостан не нашлось других людей, чтобы создать узнаваемый туристический бренд Башкортостана. Я согласен, что башкирский мед может быть брендом, но пока нет логотипа, изображения, символа — это всего лишь известная фраза, строчка, которую невозможно использовать в целях популяризации башкирского туризма.
Презентация туристского бренда Башкортостана
И вот в апреле 2018 года (спустя 5 лет!) случилось чудо: туристский бренд был, наконец, представлен жителям республики и всей России. Вот он:
Сам бренд Terra Bashkiria и слоган «Сердце Евразии, душа Урала» родился в недрах некоей уфимской студии Paradox Box. Как истинный патриот Башкирии я подходил к этому продукту лояльно, изо всех сил старался поддержать и одобрить его, но не могу. Извините.
Вопросы, которые возникают к бренду Башкирии:
- Почему не использован логичный для нашей Республики зеленый цвет (много лесов и исповедующих ислам)?
- Почему строчка Terra Bashkiri лежит на мрачном черном фоне?
- Почему «пиксельный туристский бренд» с отсылом на примитивную игру MineCraft в большей степени ориентирован на молодежь? Что это за обоснование такое? Что за концепция? Скажите, это они, молодые люди, приедут к нам тратить свои студенческие накопления или все-таки мы будем зазывать к себе людей постарше, работающих и при деньгах? Я ожидал более лояльный к возрастам бренд.
- Почему написано «Bashkiria», а не «Bashkortostan»?
- Почему на латинице, а не на государственных языках Республики выполнен текст? Мы говорим о развитии внутреннего туризма, а делаем реверансы западу.
- Почему этот продукт так сильно похож на то, чего полно в Интернете?
Вот еще:
Поддерживаю позицию Президента Хамитова, который о новом бренде сказал следующее:
Результат интересный. Может, он не бесспорный, дискуссионный даже, но интересный. Республика обретает свой бренд. Нам предстоит наблюдать, приживется ли он, будет ли воспринят за пределами и внутри республики.
Надеюсь, подходы к бренду будут изменены. Нужно еще подумать и поработать.
Фото: sostav.ru, vk.com, tofo.me/tag/medikalayakbakim, авторские права на бренд города Стерлитамак РБ принадлежат городу.
Кстати, Ростуризм объявил конкурс на создание туристического логотипа и слогана России для продвижения ее рекреационных и туристических возможностей как внутри страны, так и за рубежом.
Логотип и слоган это далеко не бренд. Бренд уже есть, а логотип и слоган это всего лишь визуализация бренда, отражение сущности бренда и обещание потребительской пользы.
Алексей, давайте обратимся к словарям и источникам. Бренд (англ. brand, [brænd] — клеймо) — торговая марка (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бренд). А затем смотрим, что такое «торговая марка»: Торговая марка — это индивидуальное словесное, изобразительное, комбинированное, звуковое или объемное выражение определенного товара, услуги или компании. (http://imadesign.ru/102/172/181/202).
Добрый Ирек! Очень интересные источники информации вы предоставили. Я бы рекомендовал сначала изучить что такое wikipedia. Как становиться страшновато с развитием интернета, где даже проектировщики сложных объектов и машин пользуются wikipedia. Поясняю: на данном ресурсе любой может написать любую информацию и это не означает что это действительно так. Если конкретно интересуют вопросы по брендированию обратись к классикам например к Филипу Котлеру.
))) Хорошо, еще разок тогда: БРЕНД [рэ́], а, м. [англ. brand клеймо; фабричная марка]. Торговая марка предприятия, играющая роль рекламы этого предприятия. Источник: Толковый словарь иноязычных слов. Торговая марка — (trade mark) Четкий символ, который служит знаком отличия определенных товаров, производимых или продаваемых фирмой, от других товаров. Символ может состоять из эмблемы, слов или быть комбинированным. Источник: Финансовый словарь. Уверен, что поводов сомневаться в этих источниках точно нет.
По поводу Википедии. Согласно исследованию, проведённому в 2005 году, англоязычный раздел Википедии приблизился по достоверности и по проценту «серьёзных ошибок» к Encyclopædia Britannica. Не стоит так сильно недооценивать возможности ресурса, Алексей. Сравните оба моих ответа со ссылками на различные источники. Они идентичны.
)) Все верно, когда англичане клеймили своих коров и лошадей они называли это английским словом BRAND, т.е. клеймо, но в сфере бизнеса это понятие намного шире. Если смотреть это на «бытовом» уровне, то это примерно как самогоноварение и ректификация одно и тоже. Процесс вроде один, а исполнение и качество разное. Поэтому создание сильных брендов стоит хороших денег, уж поверьте не 80 000 руб. и работа по этой теме намного серьезнее чем нарисовать логотип. Я думаю, что нет у нас в Башкирии людей наверху кто фундаментально понимает эту тему, а если есть то не дают ресурсы для реализации.
По поводу вики, часто в судебной практике сталкиваются с информацией из вики и судья отказывает в приеме этой информации.
и все таки если интересная эта тема обращайтесь напрямую к профессиональным авторам книг, а не к параллелям (это про финансовый словарь).
Какой вы упертый, Алексей )))